Щедрость

В философском словаре* это понятие определяется так: Добродетель дара. Говорят, что и отдавать можно, также руководствуясь любовью. Бесспорно, и потому любовь всегда щедра. Но не всякая щедрость связана с любовью, мало того, она выступает как особая добродетель только тогда, когда обращена на тех, кого не любят. Разве кому-нибудь придет в голову называть себя щедрым из-за того, что он заваливает подарками своих детей? Такой человек прекрасно сознает, что делает это из любви, а вовсе не из щедрости. Щедрость становится добродетелью дарения в той мере, в какой она превосходит любовь, на которую человек способен.

Щедрость – скорее классическая, чем христианская добродетель. Она больше принадлежит морали, чем этике. Тем самым устанавливается и ее ограниченность, и ее величие. Приказать себе любить нельзя; приказать себе быть щедрым можно. Любовь не зависит от нас (это мы от нее зависим); щедрость зависит именно от нас. Дарить значит терять, а все мы хотим сохранить то, что имеем. Дарить значит идти на риск, а это пугает. Никто не может стать свободным до тех пор, пока не победит самого себя. Невозможно родиться на свет щедрым. Щедрым становятся в результате воспитания, личного выбора, волевого усилия. Щедрость есть добродетель дара, но сама она даром никак не является; это борьба и победа, требующие смелости, иногда доходящей до героизма. Быть щедрым значит отдавать то, чем владеешь, вместо того чтобы отдаваться ему во власть. Щедрость – это свобода по отношению к себе и своему страху; это качество, противоположное эгоизму и трусости.

Читатели спросят: «Ну, и какое отношение имеет щедрость к Энциклопедии гимназии?»

На наш взгляд – самое прямое! Когда один из учеников, пытаясь осмыслить, в чем же отличие гимназии от других школ и учебных заведений города, определил, что здесь у нас – «особый микрокосмос», который включает, по его мнению, теплоту отношений, взаимопонимание, приятие тебя как самоценной и ценной для других личности, мы и пришли к выводу, что люди, населяющие Гимназию, обладают душевной щедростью, наделены даром бескорыстно делиться – способностями, знаниями, добром.

И как не вспомнить многочисленные акции поддержки, проводимые с участием всех, и просто помощь, оказываемую кому-то одному, остро нуждающемуся! Как забыть участие коллег и друзей, и родителей, когда и в наш дом стучалась беда! Как не оставить в копилке души чувство общности со всеми россиянами, когда всем миром помогали пострадавшим от наводнения соотечественникам в Восточной Сибири!

Вот эта-то «добродетель дара», эти крупицы высоты духа и человечности нам кажутся самыми сердцевинными (если можно так выразиться) в общечеловеческом портрете Гимназии имени Салманова – её учителях, учениках и их родителях


*Философский словарь — М.: Палимпсест, Издательство «Этерна». Андре Конт-Спонвиль. 2012.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.