|

Светлая память!

 8 сентября, пришло сообщение, что на 83-ем году жизни ушла из жизни Полина Михайловна Пархомомович (1940 – 2022).

Светлая ей память! И тёплые воспоминания наших сердец! Соболезнования родным и близким!

Мы знали, что в последние годы Полина Михайловна жила в Тюмени, где и скончалась.

Официальная информация о ней из многих СМИ примерно такова: «Творческий учитель истории, талантливый директор школы, Отличник народного просвещения РСФСР, Заслуженный Учитель РФ, награждена медалью «За освоение недр Западной Сибири», педагог от бога. Яркая личность, первоклассный специалист, прекрасный организатор, учитель большой эрудиции, преданный делу и широкой души человек. Полина Михайловна внесла достойный вклад в образование города Сургута и Ханты-Мансийского округа»

Наша гимназическая Энциклопедия «Салмановка от А до Я» (2017) продолжает: «Директор школы №2 – гимназии №3 с 1982 по 1998 год, П.М. Пархомович была инициатором проведения открытых уроков, поддерживала и возглавляла все школьные эксперименты. Уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-концерты, уроки-соревнования школы всегда проходили на высоком уровне.

Это при П.М. Пархомович в 1985 г. в школе было 2300 обучающихся, а в классах по 40-45 учеников. Несмотря на непростые условия работы, в образовательном учреждении сформировался сплочённый коллектив учителей и учащихся. Директору Пархомович удавалось воодушевлять и коллег, и школьников.

Единственная школа в городе, в которой учащиеся старших классов несколько лет в летние каникулы работали в подсобном животноводческом хозяйстве шефов, выезжая в посёлок Юганск, сочетая юношескую романтику с тяжелым трудом.

В 1993 году средняя школа №2 стала муниципальным общеобразовательным учреждением школой-гимназией №3.

Сформированы первые гимназические классы, по одному на каждую параллель; внедряется технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, школа становится площадкой передового педагогического опыта (с 1993 – начальная школа, с 1997 – 5-е классы)

В 1997 году на городском конкурсе профессионального мастерства в номинации «Учитель года» победила учитель английского языка школы-гимназии №3 О.А. Симонова (I место).

Именно при Полине Михайловне Пархомович в школе сформировались свои традиции. Например, выпускники сажали деревья. А 22 апреля учащиеся отмечали День труда и дарили школе подарки…»

Ну, а неофициально? Какой осталась в нашей памяти, памяти работавших с ней, учившихся у неё – Полина Михайловна Пархомович? Что мы знаем об этом человеке, учителе, директоре?

Когда-то, в 1995 году, 10.06, «Сургутская трибуна» писала о ней, о семье Кочетковых, в которой росла будущий талантливый педагог и директор одной из лучших сургутских школ: в семье, где росли «четверо детей, родители не занимались воспитанием, а жили вместе с ними, где читали стихи и по-доброму глядели на жизнь – не всегда сытую и приветливую.

Как дружно жила семья!» Далее в статье сообщается, что старшие Кочетковы с уважением относились к учителям своих детей, среди которых были А.С. Знаменский, А.Я. Черных, Н.П. Маковецкая. И детям хотелось быть похожими на них, наверное, поэтому Полина и стала учительницей.

Но, не поступив в Ленинградский пединститут, вернулась в Сургут и по совету Нины Петровны Маковецкой отправилась работать в аганский интернат, где не хватало воспитателей, поступила на заочное отделение в Тобольский пединститут, и в 17 лет (!) стала директором интерната…

Позже Полина Михайловна директорствовала и в других школах-интернатах. В Нефтеюганске встретила Виктора Пархомовича, работавшего помощником бурильщика, и свою дальнейшую судьбу связала именно с ним. В семье росли сын и две дочери.

Когда мужа  перевели в Сургут, Полина Михайловна была назначена директором средней школы №2.  Вот как она сама об этом писала в 2012 году:

«Сразу могу заметить, что я пришла в хороший, творческий коллектив педагогов. С первых дней отмечала доброжелательность, дисциплинированность, креативность педагогов, готовых всегда поддержать меня во всех моих планах, начинаниях. Я благодарна моим заместителям Красновой Т.П., Коноваловой В.И., Зиверт П.А. за профессионализм; они помогли моему становлению как директора городской школы, т.к. до сих пор почти 30 лет я работала в сельских, районного масштаба школах. 

В микрорайоне геологов наша школа на тот период была единственная; микрорайон стал быстро расти, бурно велось жилищное строительство, резко увеличивалось количество учащихся в школе.  Иногда мы задыхались в тяжелейших условиях работы: переполняемость классов, занятия в 3 смены, большие проблемы и недоделки при очередных текущих ремонтах школы. Многие педагоги остро нуждались в жилье и обеспечении своих детей местами в детских садах.  В те годы была хорошая традиция — тесное взаимодействие и сотрудничество школы с шефствующим предприятием. Наше шефствующее предприятие «Обьнефтегазгеология» помогало нам и в решении хозяйственных проблем школы и улучшении быта учителей.  

Несмотря ни на что, педагогический коллектив всегда жил и работал в творческом порыве. В нашей школе впервые в городе была организована 5-дневная рабочая неделя для учащихся начальной школы. Освободив субботу от учебных занятий, мы организовали для детей субботние «Дни здоровья» на базе спортивного комплекса «Геолог». В этот день все спортивные залы, бассейны были предоставлены нашим детям в полное распоряжение и бесплатно. В течение недели по составленному графику здесь занимались спортом учащиеся всей школы дополнительно к урокам физкультуры. В это были вложены огромные усилия учителей начальных классов и физкультуры – Вахрамеева А.Е. и Мудрого А.В. 

Единственная школа в городе, в которой учащиеся старших классов несколько лет в летние каникулы работали на подсобном животноводческом хозяйстве шефов, выезжая в п. Юганск. Всем очень нравилось, т.к. они умело сочетали свою юношескую романтику с тяжелым трудом.   Учащиеся нашей школы в течение нескольких лет отдыхали в Сочи в пионерском лагере, организованном для них нашими шефами на базе овощеводческого подсобного хозяйства. Дети учителей отдыхали в этом лагере бесплатно. 

Мы организовали работу «Родительской школы», которая прошла испытание временем; развивалась, обновлялась, модернизировалась, работает по сей день. Родители и сегодня благодарны нам за такую интересную форму сотрудничества «Семья — школа», где они сами являются активными участниками».

 

Мы видим, что Полина Михайловна пишет о коллегах, о школе, но понятна роль директора в процветании и победах этой замечательной школы.  Это отмечают и учителя, подчёркивая всё же в первую очередь в директоре качества человека, товарища, мудрого учителя.

Вот что вспоминает Г.И. Чернякова, старейший учитель английского языка школы №2 – гимназии им. Ф.К. Салманова, Заслуженный учитель России: «Полина Михайловна – мудрая женщина с даром предвидения, всегда защищала учителей перед родителями при возникающих иногда конфликтах. Потом скажет, порой жёстко, учителю, если он не совсем прав, но перед родителями никогда учителя не обвинит!

Как грамотный руководитель она понимала, что основа всему – начальная школа, и большое внимание уделяла именно становлению коллектива началки. С них тоже спрашивала строго, но и учила их! Я помню, как она сама проводила открытые уроки для наших учителей: не на город, а обучая и формируя будущих профессионалов! Такие классные это были уроки! И коллектив начальной школы – её усилиями, Учителя учителей –  сложился действительно талантливый, работоспособный. Стоит вспомнить, например, П.Ф. Кондакову, М.И. Довгуля, М.В. Чемурзиеву, М.И. Ипполитову, Н.В. Шевцову, потом Хлобыстовых Е.И. и Г.П., Кузьмину Л.В., Гостеву И.И.

Как учитель Полина Михайловна вела уроки истории и обществоведения в старших классах, поэтому всех старшеклассников знала. Обычно она встречала школьников у входа, я часто видела, как директор общается с ребятами: подзовёт кого-нибудь, поговорит по душам, уточнит что-то…

Когда мы реализовывали проект «Школа и производство», то вместе с учениками и работниками ОНГГ («Обьнефтегазгеология») ездили в экспедицию. Чем-то это напоминало стройотряд, школьники осваивали токарное, слесарное дело. Было очень интересно!

Тогда же проводили и ряд открытых мероприятий на город, на округ (уроки, классные часы, политинформации). Нескольким педагогам по результатам работы было присвоено звание «Отличник просвещения РСФСР» (Гилязетдиновой Г.Х., Чернышовой О.И.).

Вообще, Полина Михайловна была близка с коллективом и заботилась о создании приемлемых бытовых условий: способствовала через профком о выделении квартир многодетным или молодым специалистам. С несколькими учителями её связывали многолетние дружеские отношения, что не мешало ей как директору требовательно относиться к ним и при необходимости делать справедливые замечания.

В школе благодаря совместным с «Геологией» усилиям открылся и действовал Музей геологии и школы.

Так вот с именем Полины Михайловны связана целая эпоха истории школы и будущей гимназии имени Ф.К. Салманова».

 

Галине Ивановне вторит Лариса Владимировна Кузьмина, учитель начальных классов (конец 80-х годов по 2009), заместитель директора (2005-2009), «Почетный работник образования РФ»: «Полину Михайловну буду помнить всегда как очень грамотного и справедливого руководителя, как очень чуткого и внимательного человека! У нас с ней было друг к другу уважительное и трогательное отношение. Вечная память! Пусть земля ей будет пухом!»

 

От имени учеников школы №2 вступает в нашу беседу Миронова Лариса Анатольевна, также учитель, педагог дополнительного образования: «Светлая память Пархомович Полине Михайловне! Она была нашим учителем: требовательным, строгим, но справедливым. Учителем, который научил нас любить свою страну, с уважением относиться к труду. Она была мудрым руководителем школы. Все члены коллектива были как одна семья! Она также и настоящая женщина: её заботливая рука чувствовалась во всём –  в отношении к коллегам, ученикам, обслуживающему персоналу, к её второму дому – школе! Мы любили школу! Мы всегда с теплотой вспоминаем школьные годы, во многом благодаря ей, нашему любимому учителю и уважаемому директору!»

 

Шадрина В.А., заместитель директора по УВР (1997-2014), учитель русского языка и литературы, 1997-2020, «Почётный работник общего образования РФ», к.п.н.:  Я проработала с Полиной Михайловной в административной команде 1997/98 учебный год, и в конце этого года школа-гимназия стала гимназией №3, а нашего директора в июне мы проводили на пенсию. Именно она, зная высокий интеллектуальный уровень и креативность своего зама по научной работе, рекомендовала Галину Владимировну Мисюля на должность директора гимназии после себя. Как видим, не ошиблась! Полина Михайловна сразу располагала к себе неравнодушием, эмоциональным отношением к происходящим событиям, интересом к новому, желанием познавать это новое, умением видеть в людях лучшую сторону, замечать таланты. При ней мы сотрудничали с учёными Москвы в области развивающего обучения, внедряя РО на первой-второй ступенях (1-7 кл.), ездили на курсы и проводили открытые занятия для учителей города; а также взаимодействовали с учёными нашего – тогда пединститута, теперь педуниверситета, организуя проведение совместных педагогических советов, что было ново, интересно; П.М. Пархомович в этом принимала живейшее участие. В течение следующих лет (пока не переехали в Тюмень) она приходила к нам в гости в гимназию, и коллеги рассказывали, какой П.М. была щедрой хозяйкой, и, несмотря на занятость в школе, всегда прекрасной кулинаркой, никогда в доме не было так, чтобы муж пришёл или приехал из командировки, а в доме нет вкусного обеда. Да и сама она говорила об этом.  И о том, что дом всегда был её крепким тылом».

 

Ирина Ивановна Гостева, учитель начальных классов, русского языка (с1993 г. по настоящее время, заместитель директора по УВР (1998 – 2016), «Почётный работник общего образования РФ»: «Я пришла в школу – гимназию №3 учителем начальных классов, чтобы реализовать мечту. Очень хотела освоить технологию Развивающего обучения. 1993 год – тяжёлое время, страна на грани развала. А в образовании – инновации. Шаталов, Лысенкова на слуху. Полина Михайловна была одним из руководителей, поддержавших идеи развивающего обучения. Впервые я побывала в Москве.  Мы смотрели уроки ведущих методистов гимназии 86, восхищались и учились. Полина Михайловна была рядом с нами, поддерживала и помогала. Она преподавала историю в старших классах, а пришла во 2 класс –  и состоялись первые уроки философии для малышей. П.М. обладала  несомненными лидерскими качествами, готовностью и умением непрерывно учиться, сформировала стабильный педагогический коллектив профессионалов. Для всех коллег она останется в памяти как требовательный, талантливый и чуткий руководитель.»

 

Она, Полина Михайловна, и сейчас в нашей памяти, среди нас, в памяти близких, в истории школы № 2 – гимназии имени Ф.К. Салманова, в памяти выросших благодарных учеников. Просто сегодня мы говорим: «Спасибо, Полина Михайловна, Человек, Учитель, Друг, Директор!»

 

Шадрина В.А., заместитель директора по УВР (1997-2014),

учитель русского языка и литературы, 1997-2020,

«Почётный работник общего образования РФ», к.п.н

 

2012 год.  На праздновании 45 –летия гимназии

2012 год.  На праздновании 45 –летия гимназии. Выступает Полина Михайловна.

Слева – Дворяшина Л.С., учитель математики, Заслуженный работник образования ХМАО-Югры, справа – Чернякова Г.И., Заслуженный учитель РФ

Слева – Дворяшина Л.С., учитель математики, Заслуженный работник образования ХМАО-Югры, справа – Чернякова Г.И., Заслуженный учитель РФ

2012 год. Среди ветеранов гимназии

Полина Михайловна в центре

Из выпускного альбома 1997 г.

Проводы Полины Михайловны на пенсию. 1998

Слева – Г.В. Мисюля, слева В.А.Шадрина

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи