Я-концепция

“Я-концепция” — это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности или «теория самого себя».

Как школа, в частности наша гимназия, способствует формированию позитивной Я-концепции ученика?

Ну, во-первых, мы стараемся найти индивидуальный подход к ребёнку, минимизировать эмоциональные затруднения, т.к. внимание и сочувствие со стороны учителя помогает учащимся избежать чувства страха.

Во-вторых, вся система образования и гимназическая среда позволяют максимально вовлечь учащегося в разнообразные виды деятельности, повышает самооценку ученика при самостоятельном выборе рода деятельности и определении достижимых целей работы при помощи педагога в целеполагании обучающегося.

Безусловно важно создавать для детей ситуацию успеха. Позитивная Я-концепция школьников всегда связана с успеваемостью, а ожидания учителя способны улучшить, упрочить или, наоборот, снизить самооценку учащегося. Задача учителя – внушить ученику, что успех обязательно придёт к нему – это третье.

Важнейшим источником формирования позитивного представления о собственном «Я» является внешний облик ребёнка, его физическое и психическое здоровье, поэтому, с одной стороны, педагоги должны быть аккуратны в своих высказываниях, касающихся внешности детей, а с другой – последовательно требовательны в обязательном соответствии внешнего вида ученика деловому стилю.

На наш взгляд, наиболее важным в формировании позитивной Я-концепции гимназиста является создание среды, в которой ребенок чувствует себя эмоционально защищенным. Доверие между педагогами и учениками (воспитанниками) позволяет детям выражать свои истинные чувства и мысли открыто. Такая атмосфера способствует обсуждению общих ценностей, ожиданий, планов, достижений.

Результатом создания особой гимназической среды должен стать привлекательный для всех участников образовательных отношений имидж школы, в основе которого такие понятия, как Таланты. Профессионализм. Дружба. Надежда. Престиж. Гармония. При этом главным остается создание условий, способствующих развитию активной позиции обучающихся в учебной деятельности и осознанному самоопределению личности гимназиста на основе фундаментальных знаний, духовных и нравственных ценностей; а также повышенный уровень содержания гуманитарного образования (ориентация на знание и сохранение ценностей и традиций российской культуры, истории г. Сургута, региона  и РФ);  коллектив высокопрофессиональных педагогов; использование новейших учебных технологий и средств обучения: развивающее обучение Эльконина-Давыдова, проектная форма обучения, технология критического мышления, интеграция учебных программ, информационно-коммуникативные технологии; интеграция основного и дополнительного образования; организация исследовательской и творческой деятельности обучающихся; высокий уровень учебно-методического и материально-технического обеспечения.

 При этом в проектировании и реализации стратегии развития мы в первую очередь определяем цели образования, связанные с учащимися и воспитанниками гимназии: развитие личности детей на основе формирования УУД (в дошкольном возрасте – предпосылок УУД). Основой личности ребенка является развитие умения учиться, а следовательно – познавать мир через освоение и преобразование в конструктивном сотрудничестве. Умение учиться рассматривается как компетенция, обеспечивающая овладение новыми компетенциями. Процесс учения рассматривается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков (ЗУН), составляющих инструментальную основу компетенций, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Одним из компонентов образовательной среды, необходимой для реализации нашей педагогической концепции, является система управления процессом учения.

 Особенности окружающей социокультурной среды определяют не только новое содержание образования, но и подходы к его реализации.

Сущность этих подходов заключается в следующем:

во-первых, в дошкольном образовании приоритетным является формирование личностных качеств ребенка – самостоятельности, любознательности, инициативности, настойчивости, критичности, умения работать в команде и др.; в школьном образовании в триединстве личностных, метапредметных и предметных результатов приоритет также отдается формированию личностных качеств и основной компетентности обучающихся – желанию и умению обучаться самостоятельно в течение всей жизни;

во-вторых, образовательный процесс «выстраивается» с учетом интересов и потребностей самих обучающихся;

в-третьих, в образовательном процессе реализуется субъектная позиция обучающихся, которые являются активными участниками образования и выбора его содержания (в том числе за счет единства урочной и внеурочной деятельности и дополнительного образования), а педагоги создают все условия для проявления и поддержки инициативы, самостоятельности и познавательной активности обучающихся;

в-четвертых, процесс получения новых знаний тесно связан с организацией разнообразной деятельности обучающихся, в том числе познавательно-исследовательской, конструктивной, игровой (особенно в дошкольном детстве), проектной, продуктивной, физической активности и др.;

в-пятых, при реализации любой образовательной и/или предметной области, организации разнообразной деятельности обучающихся особое внимание уделяется развитию у них творческой инициативы и активности, творческого мышления, умения находить нестандартные способы решения типовых задач;

в-шестых, семья активно вовлекается в образовательный процесс.

При соблюдении названных условий знание становится для обучающихся интересным, становится их личной «находкой», их личным «открытием» и остается с ними на всю жизнь, а педагог, таким образом, «открывает» ученикам путь к новым знаниям, но не преподносит их в «готовом виде».

Продолжая разговор о формировании Я-концепции, нельзя не отметить, что в неё заложены также подходы современной дидактики к организации индивидуализированного и персонализированного образования и принцип взаимодействия с семьями обучающихся для достижения планируемых результатов и формирования личностных качеств детей.

Важным компонентом концепции является формирование внутренней культуры гимназии, которая строится на свободном признании высокой ценности академических знаний высокого мирового уровня и общечеловеческих ценностей.

Таким образом, развитие ребёнка, его рост и восхождение по лестнице, ведущей вверх, связаны с изменением смысла образования: от дошкольного «моя семья и мир вокруг меня» к освоению понятий: «Школа. Учись учиться» и – желанию, и умению учиться в течение всей жизни; осмысленному выбору большого пути.

Мы надеемся, что значительная и важная часть этого пути к успеху не случайно связана у каждого из наших учеников и воспитанников с большим гостеприимным домом – Гимназией имени Фармана Курбановича Салманова, где для них «всегда открыта в школе дверь…».

 

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.