| |

Позиция и роль педагога при просмотре фильмов на кинофестивале

Методические аспекты использования синема-технологии в воспитании детей и молодежи : методическое пособие / авт.-сост.: А. В. Кисляков, Н. Н. Журба, К. С. Задорин [и др.]. – Челябинск : ЧИППКРО, 2021. – 100 с. – (Фестиваль образовательного кино «Взрослеем вместе»). ISBN 978-5-503-00394-9

Уважаемые коллеги, все мы, как классные руководители, неоднократно выходили с детьми в кинотеатры для коллективного просмотра фильма, и, кажется, хорошо сами знаем, как необходимо вести себя в таком культурном месте. Ведь о том, как себя культурно вести в общественных местах, мы очень подробно рассказываем нашим воспитанникам. Зачем же было писать такой раздел в нашем пособии?

Для этого есть несколько оснований. Во-первых, как вы уже поняли, наш фестиваль – не обычный просмотр фильмов. Мы приглашаем ребят на фильмы, которые специально отбирались, чтобы их просмотр подтолкнул детей к желанию вступить в диалог с авторами фильма (режиссером, сценаристом, актерами, оператором и т. д.), с его персонажами. И сделать это можно будет, вступив в открытый разговор, организованный модераторами или сформулировать свое мнение, сомнение или позицию в своей голове. Для нас очень важно, чтобы каждый фильм «оставил след» в мыслях, эмоциях, памяти участников нашего фестиваля, став для ребенка СО-бытием.

  Во-вторых, мы уже убедились в процессе проведения различных общественных мероприятий с участием приглашенных групп детей, что с детьми приходят педагоги с разными педагогическими установками и опытом работы с детьми. И им бывает трудно организовать группу детей при посещении массового мероприятия, а порой и стыдно за поведение своих воспитанников.

Ну что же, начнем наш разговор о том, какую позицию и роль педагога приветствуем мы, организаторы фестиваля. Прежде всего, мы считаем, что позиция и роль проявляется в поступках и действиях педагога. Поэтому мы опишем, что было бы желательно сделать педагогу и как себя вести на всех этапах участия в кинофестивале: подготовительном, во время просмотра фильма, его обсуждения и после окончания фестиваля.

На подготовительном этапе необходимо провести с детьми следующие обсуждения.

– Рассказать о правилах поведения в общественных местах при посещении их группой (или напомнить о них), а может быть, даже проиграть с детьми некоторые проблемные ситуации: как правильно пройти вдоль ряда, на котором сидят зрители; нужно ли отвечать на телефонный звонок; что делать, если тебя обижает сосед по ряду и т. д. Особо мы просим рассказать детям о том, что вы идете на кинофестиваль, а не на просмотр развлекательного кино, и поэтому в зале не должно быть напитков и еды. Мы хотели бы, чтобы детей ничто не отвлекало от сюжета фильма.

– Рассказать об особенностях фестиваля «Взрослеем вместе», что сюжеты могут показаться необычными, авторы фильмов обязательно имеют свою точку зрения, и она может быть спорной. Особенно подробно остановитесь на том моменте, что после просмотра киносюжетов со зрителями проводится обсуждение или различные действия, предполагающие активное участие присутствующих. Обсудите с детьми правила вежливого участия в обсуждении (ждать, когда тебя спросят, говорить громко, лаконично выражать свою мысль, не обижаться, если тебе не дали слово) и помогите детям научиться говорить коротко и по существу.

– Дать детям четкие рекомендации, что делать в экстренных ситуациях: отстали от группы, потерялись; обижают; стало плохо со здоровьем и т. д. На этот случай у каждого ребенка должен быть записан номер вашего телефона. Вы провели необходимую подготовительную работу с детьми, и настал день просмотра. Вы вместе с детьми прошли в зал, разместились на предложенных для вас местах. Кажется, самое главное вы уже сделали: дети были вежливы, аккуратны и без приключений разместились в зале. Но самое сложное, с точки зрения педагогики, начинается именно сейчас. На этапах просмотра фильма и его обсуждения. Мы хотели бы, чтобы вы на время фестиваля стали нашими помощниками. Мы подготовили интересную программу для детей, включающую фильмы и специальное обсуждение (модерацию), и во время демонстрации каждого фильма просим вас тоже их внимательно посмотреть. Но, помните, за здоровье и эмоциональное состояние детей отвечаете вы, поэтому стоит подумать, как лучше всего сесть с группой детей, чтобы вы могли контролировать состояние здоровья детей и их поведение. Мы хотели бы, чтобы ничто или никто не отвлекал зрителей от фильма и будем благодарны вам за то, что вы своими действиями поможете нам в этом. Особо хотелось бы остановиться на советах и пожеланиях как вести себя педагогу во время обсуждения фильма. Для нас это самый ответственный и волнительный момент фестиваля – диалог со зрителями. Ради этих нескольких минут взаимодействия со зрителями в зале мы проделали большую работу (о которой вам уже рассказали) и ждем от вас следующей помощи:

– подбодрите детей, которые хотели бы сказать, но стесняются;

– помогите сформулировать мысль или построить фразу тем, кто испытывает такое затруднение;

 – пресекайте злобные комментарии ваших воспитанников о мнении, высказанном другими;

 – участвуете сами вместе с детьми в модерации, организуемой для зрителей.

Как мы уже говорили, процесс диалога со зрителями после просмотренного фильма для нас очень важен. И от ваших действий (позиции и роли) зависит, в том числе, как он будет проходить и с какими эмоциями выйдут ваши воспитанники с фестиваля.

Мы хотели бы напомнить вам, что высказывать свою позицию или мнение – это большой эмоциональный и интеллектуальный труд для каждого человека, вне зависимости от его возраста и жизненного опыта. И не всегда удается точно донести мысль, особенно в ситуации большого зала, когда на тебя смотрят и слушают чужие тебе люди.

Мысль порой теряется во время выступления, или несвоевременный вопрос ведущего прерывает и путает мысль, которую ты хотел сказать. Но, как показывает наш опыт, поступки педагога также могут помешать высказыванию детей или создать негативную реакцию со стороны одноклассников за высказанную им точку зрения.

Мы советуем вам воздержаться в момент обсуждения от следующих действий: запрещать детям высказывать свое мнение, комментировать то, что сказал ребенок, обсуждать манеру и содержание высказывания ребенка, критиковать или хвалить детей за содержание высказывания, мимикой, жестами или репликами показывать неудовольствие высказываниям ребенка.

 Вы можете не согласиться с нами: как же так, мы не согласны с мнением конкретного ребенка, его высказывания антисоциальны или возмутительны, так не должен думать, а уж тем более говорить, воспитанный ребенок. Что, нам сидеть и молча все это слушать? А как же наша педагогическая позиция? Конечно, уважаемые коллеги, вы совершено правы. Если соблюден формат диалога, заданный модераторами, и позволяет время, стоит высказать свою точку зрения, но при этом быть корректным и содержательным в высказывании. Не обсуждать, что сказал предыдущий высказывающийся, а коротко и убедительно сформулировать свое мнение, свою точку зрения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие записи